Тезаурус ОНТП «Функциональная грамотность»

Категория: Функциональная грамотность
Дата публикации: 23 Июнь

1 блок

Грамотность – степень образованности, уровень культуры человека в какой-либо области/областях (математической, технической, лингвистической, эстетической и др.), выражающиеся во владении знаниями, умениями, навыками, сформированности компетенций, ценностных отношений.

Функциональная грамотность (ФГ) – вид грамотности, который проявляется в конкретных действиях при реализации определенных функций субъекта в различных жизненных ситуациях; интегративная готовность человека к компетентным и эффективным действиям (познавательным, эмоциональным, поведенческим и др.), нахождению оптимальных способов решения жизненных задач в различных сферах.

Универсальные составляющие ФГ:

1. Критическое мышление – особый уровень мышления, проявляющийсявспособности личности оценивать информацию и высказывать доказательные суждения, разграничивая факты и мнения, а также принимать решения в условиях избытка/недостатка информации, чтобы успешно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

2. Креативность – способность генерировать неочевидные альтернативные пути решения проблемы на основе ее комплексной оценки с использованием стратегий дизайн-мышления и проектного мышления (выход за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи, планирование этапов и проектирование решения задачи), сервис-ориентации (поиск релевантного решения в ответ на поступивший запрос).

3. Коммуникация (коммуникативность как личностное качество) –умение осуществлять продуктивное вербальное и невербальное общение, адресное и целесообразное влияние на взгляды, установки, знания и поведение собеседника/ов посредством релевантных речевых и неречевых средств.

4. Кооперация (как личностное качество) – умения эффективно функционировать в совместной деятельности: устанавливать контакт, работать в команде над решением общей задачи, осуществлением проекта, согласовывать идеи, решения, действия, убеждать, договариваться, поддерживать эффективную обратную связь для достижения общих целей.

5. Эмоциональный интеллект – совокупность навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. 

6. Социальный интеллект – совокупность навыков и способностей человека, определяющая успешность его социального взаимодействия; качество, обеспечивающее эффективные действия в различных социальных ситуациях и разнообразных культурных контекстах, осознание личностью национальной идентичности, проявление гражданственности и патриотизма.

7. Устойчивое развитие личности обеспечивается механизмами самосознания, экзистенциональной рефлексией, ценностными установками на непрерывность образования и самообразования, на раскрытие и реализацию индивидуально-творческого потенциала.

Универсальные составляющие ФГ раскрываются через ценности (ценностные отношения), навыки, личностные качества. 

Сферы проявления универсальных составляющих ФГ:

  • Человек (я, не-я)
  • Социум
  • Природа
  • Культура (материальная и духовная)

Области проявления ФГ:

  1. Безопасность жизнедеятельности
  2. Здоровьесбережение
  3. Работа с текстами
  4. Работа с информацией (в т.ч. с цифровой)
  5. Математическая область
  6. Естественнонаучная область
  7. Экология
  8. Финансы, социально-экономическая область, предпринимательство
  9. Искусство
  10. Коммуникация на родном языке
  11. Коммуникация на государственных языках
  12. Коммуникация на иностранном языке
  13. Технологическая область
  14. Нравственность
  15. Социально-гражданская область
  16. Бытовая область

2 блок

Формирование функциональной грамотности – процесс развития у обучающихся способности применять знания, умения, навыки, компетенции для решения жизненных задач и саморазвития.

Подготовка будущих педагогов к формированию ФГ – создание условий для приобретения будущими педагогами знаний, умений, опыта, становления профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих компетентное построение процесса формирования функциональной грамотности обучающимися.

Научно-методическое обеспечение формирования ФГ подразумевает:

обновление образовательных стандартов и учебных программ;

разработку практикоориентированных учебников и учебных пособий, в том числе основанных на использовании ИКТ, УМК для организации проектной деятельности;

обновление, активное внедрение в педагогическую практику современных методик и технологий обучения и воспитания, обеспечивающих личностную ориентацию, дифференциацию, практическую направленность, активный развивающий и системно-деятельностный характер образования;

обновление содержания и форм социального взаимодействия школы, семьи и общества, обеспечивающих комплексность и единство требований и подходов к развитию функциональной грамотности школьников;

привлечение развивающего потенциала дополнительного образования детей и молодежи;

разработку рекомендаций для повышения функциональной грамотности родителей.

Научно-методическое обеспечение подготовки педагогов к формированию ФГ – комплексучебно-программной и учебно-методической документации педагогических специальностей, отражающий методически целесообразные стратегии деятельности педагога и дидактическую специфику формирования у обучающихся универсальных составляющих ФГ, а также соответствующий методический инструментарий.

Концептуальные основания формирования функциональной грамотности включают цель, задачи, принципы формирования ФГ при обучении учебным предметам; сущностную характеристику видов ФГ и потенциала учебных предметов в формировании универсальных составляющих ФГ; описание видов работы по формированию ФГ средствами учебного предмета; средства (ресурсы) формирования ФГ (организационные, научно-методические, материально-технические, кадровые и др.); ожидаемые результаты формирования ФГ.

Концептуальные основания подготовки педагогов включают сущностные характеристики подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся;

методологические подходы кпроектированию и реализации процесса подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся;

принципы проектирования и реализации процесса подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся;

направления и механизмы модернизации подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся.

3-й блок

Компетенция — объективное, социально задаваемое требование к подготовке личности в определенной сфере; круг вопросов, задач и проблем, в которых человек должен проявлять готовность и способность грамотно и эффективно действовать. По отношению к образовательному процессу компетенция может быть представлена перечнем результатов обучения, предполагающих готовность к эффективной деятельности вне рамок учебных ситуаций.

Компетентность целостная характеристика человека, проявляющаяся в выраженной способности эффективно, адекватно условиям, со знанием дела и в соответствии с установленными требованиями решать определенную совокупность задач в какой-либо сфере деятельности. Компетентность формируется в образовательном процессе в ходе усвоения знаний, приобретения умений, навыков, опыта деятельности (в том числе вне рамок учебных ситуаций).

Универсальные компетенции – компетенции, формируемые в соответствии с требованиями к педагогу и отражающие его способность применять базовые общекультурные знания и умения, а также социально-личностные качества, соответствующие запросам государства и общества.

Базовые профессиональные компетенции – компетенции, формируемые в соответствии с требованиями к педагогу и отражающие его способность решать общие задачи профессиональной деятельности в соответствии с полученной специальностью.

Специализированные компетенции – компетенции, формируемые в соответствии с требованиями к педагогу и отражающие его способность решать специализированные задачи профессиональной деятельности с учетом направленности образовательной программы высшего образования в учреждении высшего образования.

Содержание образования – педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, то есть во взаимосвязи и взаимообусловленности системы знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности), опыта осуществления различных способов деятельности (включая творческую, поисковую), опыта эмоционально-ценностных отношений.

Инвариантный компонент содержания общего среднего образования – ядро (базовая составляющая) содержания образования, обеспечивающее результативную трансляцию социального опыта (включая знания о природе, обществе, технике, мышлении, опыт осуществления известных способов деятельности), а также формирование личностных качеств учащихся и опыта ценностного отношения к миру, к другим людям, к себе.

Вариативный компонент содержания образования – составляющая содержания образования, которая отвечает характеристикам множественности, разнообразия, динамичности, дифференцированности и придает образованию личностный смысл, обеспечивая:

– целостную реализацию образовательных подходов и ресурсов для достижения индивидуальных целей обучения учащихся;

– баланс социальных и личностных потребностей субъектов образования;

– расширение возможностей развития личности при решении задач жизнедеятельности в ситуациях роста разнообразия.