Семинары

Категория: Функциональная грамотность
Дата публикации: 23 Июнь

Научно-методический семинар
(ОНТП «Функциональная грамотность», 2021-2025 гг.)

20 сентября 2022 года в БГПУ состоялся очередной научно-методический семинар по отраслевой научно-технической программе «Функциональная грамотность» (руководители – доктор педагогических наук, профессор А.И.Жук, доктор педагогических наук, профессор А.В.Торхова), на котором прошла приемка результатов выполнения задания 7-го этапа исследования «Обосновать требования к образовательным результатам подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся» (июль – сентябрь, 2022 год).

Руководитель ВНК «Сопровождение» доктор педагогических наук, профессор Позняк Александра Валентиновна в своём выступлении отметила, что компетентностная модель выпускников педагогических специальностей, созданная научными коллективами на предыдущем этапе исследования, представляет собой систему универсальных взаимосвязанных трудовых функций и трудовых действий педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся. Специфика реализации данных трудовых функций и трудовых действий по предметным областям отражается в требованиях к образовательным результатам подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся. Результатом данного этапа исследования является представление данных требований в виде знаний, умений и зоны ответственности педагога.

Результаты исследовательской работы представили представители 8 научных коллективов:

• доктор педагогических наук, профессор Жук Ольга Леонидовна и кандидат психологических наук, доцент Бакунович Милана Федоровна (ВНК «Педагогика и психология»);

• доктор филологических наук, профессор Старичёнок Василий Денисович, кандидат филологических наук, доцент Жишкевич Алёна Игоревна и кандидат педагогических наук, доцент Кобачевская Светлана Михайловна (ВНК «Гуманитарное образование»);

• кандидат педагогических наук, доцент Пирютко Ольга Николаевна (ВНК «Физмат»);

• кандидат педагогических наук, доцент Сорока Оксана Геннадьевна и кандидат педагогических наук, доцент Мельникова Марина Сергеевна (ВНК «Дошкольное и начальное образование»);

• кандидат педагогических наук, доцент Корзюк Александр Александрович и аспирант Субботина Дарья Олеговна (ВНК «История и обществоведение»);

• кандидат педагогических наук, доцент Огородник Виктория Эдуардовна (ВНК «Естествознание»);

• кандидат педагогических наук, доцент Куницкая Оксана Сергеевна (ВНК «Социальная педгогика»);

• кандидат биологических наук, доцент Даливеля Ольга Вячеславовна (ВНК «Инклюзия»).

А.В. Позняк обозначила задачу следующего этапа исследования: разработать перечни компетенций, отражающих готовность будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся. Данные перечни компетенций войдут в образовательные стандарты высшего образования и учебные программы нового поколения, ориентированные на подготовку будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся.

Отчеты по итогам выполнения задания 8-го этапа исследования представляются в ЦРПО БГПУ до 16 ноября 2022 года.

  • Презентации

Научно-методический семинар
(ОНТП «Функциональная грамотность», 2021-2025 гг.)

22 июня 2022 года в БГПУ состоялся очередной научно-методический семинар по отраслевой научно-технической программе «Функциональная грамотность» (руководители – доктор педагогических наук, профессор А.И.Жук, доктор педагогических наук, профессор А.В.Торхова). Семинар был посвящен обсуждению результатов выполнения задания 6-го этапа исследования «Разработать проект компетентностной модели выпускников педагогических специальностей, отражающий их готовность к формированию функциональной грамотности обучающихся» (апрель – июнь, 2022 год).

Результаты исследовательской работы научных коллективов представили доктор филологических наук, профессор Старичёнок Василий Денисович (ВНК «Гуманитарное образование») и магистрант факультета естествознания Шамко Анастасия Валерьевна (ВНК «Естествознание»).

Руководитель ВНК «Сопровождение» доктор педагогических наук, профессор Позняк Александра Валентиновна в своём выступлении проанализировала качество представленных отчетов, обратив внимание на то, что ВНК представили разные варианты моделей выпускников педагогических специальностей, отражающих их готовность к формированию функциональной грамотности обучающихся. Это многообразие свидетельствует о научном поиске, который вели научные коллективы. В то же время в ходе исследования удалось создать обобщённую компетентностную модель выпускников педагогических специальностей, которая представляет собой систему универсальных взаимосвязанных трудовых функций и трудовых действий педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Александра Валентиновна отметила, что специфика реализации данных трудовых функций и трудовых действий по предметным областям будет отражена в требованиях к образовательным результатам подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся. Представление данных требований в виде знаний, умений и зоны ответственности педагога является задачей следующего этапа исследования.

Отчеты по итогам выполнения задания 7-го этапа исследования представляются в ЦРПО БГПУ до 10 сентября 2022 года.

Следующий семинар состоится 16 сентября 2022 года. В рамках семинара будет проводиться приёмка результатов выполнения НИР по ОНТП «Функциональная грамотность» всех научных коллективов.

  • Презентации

Научно-методический семинар
(ОНТП «Функциональная грамотность», 2021-2025 гг.)

17 марта 2022 года в БГПУ состоялся очередной научно-методический семинар по отраслевой научно-технической программе «Функциональная грамотность» (руководители – доктор педагогических наук, профессор А.И.Жук, доктор педагогических наук, профессор А.В.Торхова). Семинар был посвящен обсуждению результатов выполнения задания 5-го этапа исследования «Обобщение мирового и отечественного опыта по определению требований к образовательным результатам, отражающим готовность будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся» (январь – март, 2022 год).

Результаты исследовательской работы научных коллективов представили кандидат психологических наук, доцент Леганькова Ольга Викторовна (ВНК «Дошкольное и начальное образование»), кандидат педагогических наук, доцент Корзюк Александр Александрович и аспирант кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории БГПУ Косякова Дарья Олеговна (ВНК «История и обществоведение»). По итогам выступлений состоялось обсуждение основных способов, технологий, средств, с помощью которых в Беларуси, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья определяются требования к образовательным результатам (социокультурные детерминанты, функциональный анализ, экспертный опрос и т.д.).

Заместитель начальника центра развития педагогического образования ЦРПО Невдах Светлана Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, познакомила участников семинара с изменениями, произошедшими в 2022 г. в составах ВНК, а также уточнила количество запланированных выходов для каждого ВНК по этапу. С.И.Невдах отметила, что с приказом № 389л от 04.03.2022 г. можно ознакомиться на сайте ЦРПО в разделе «Функциональная грамотность», посвященном организационно-методическому и научному сопровождению выполнения задания.

Приказ по ОНТП «Научно-методическое обеспечение формирования функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе («Функциональная грамотность»)

Руководитель ОНТП доктор педагогических наук, профессор Торхова Анна Васильевна в своем выступлении обосновала задачу на следующий этап: разработать проект компетентностной модели выпускников педагогических специальностей, отражающий их готовность к формированию функциональной грамотности обучающихся. Анна Васильевна обозначила требования к материалам отчетов шестого этапа:

1.   Раскрыть специфику трудовых функций и трудовых действий педагога в контексте формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках предметных областей.

2.   Определить перечень компетенций, отражающий готовность будущих педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся.

Следующий семинар по ОНТП «Функциональная грамотность» состоится 17 июня 2022 года. Отчеты по НИР представляются в ЦРПО БГПУ до 10 июня 2022 года.

  • Презентации

Научно-методический семинар
(ОНТП «Функциональная грамотность», 2021-2025 гг.)

Научно-методический семинар, который состоялся в БГПУ 16 ноября 2021 г., был посвящен обсуждению и согласованию результатов исследования за 2021 год по теме «Разработать научно-методическое обеспечение подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся» (ОНТП «Функциональная грамотность», 2021 – 2025 годы, руководители: доктор педагогических наук, профессор А.И.Жук, доктор педагогических наук, профессор А.В.Торхова).

В семинаре приняли участие руководители и исполнители семи ВНК.

Александра Валентиновна Позняк, доктор педагогических наук, начальник Центра развития педагогического образования БГПУ, руководитель ВНК «Научно-организационное сопровождение задания «Разработать научно-методическое обеспечение подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся», представила обобщенные результаты выполнения НИР за год:

  • Выявлены особенности подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся в разных странах и регионах мира в разрезе предметных областей.
  • Разработаны концептуальные основания подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся:
  • Выделены сущностные характеристики подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся в разрезе предметных областей.
  • Определены методологические подходы и принципы проектирования и реализации процесса подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся в разрезе предметных областей.
  • Обоснованы направления и механизмы модернизации подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся.

Также в рамках семинара были подведены согласованы задачи на последующие отчетные периоды, решены организационные вопросы.

  • Презентации

Научно-методический семинар по отраслевой научно-технической программе «Функциональная грамотность» состоялся в БГПУ

Очередной семинар по отраслевой научно-технической программе «Функциональная грамотность» (руководители – доктор педагогических наук, профессор А.И.Жук, доктор педагогических наук, профессор А.В.Торхова) был посвящен обсуждению результатов выполнения задания 3-го этапа по теме «Методологические подходы и принципы к проектированию и реализации процесса подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся» (июль – сентябрь, 2021 год).

С результатами своей исследовательской работы выступили доктор педагогических наук, профессор Ольга Леонидовна Жук и кандидат психологических наук, доцент Милана Федоровна Бакунович (ВНК «Педагогика и психология»), кандидат биологических наук, доцент Ольга Вячеславовна Даливеля (ВНК «Социальная инклюзия»).

Участники семинара согласовали  основные методологические подходы по подготовке материалов 4-го этапа НИР «Направления и механизмы модернизации подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся», а также организационные моменты.

На следующем семинаре (16 ноября 2021 года) запланировано представление результатов первого года работы по ОНТП «Функциональная грамотность». Руководителям 7-ми ВНК необходимо представить отчеты в центр развития педагогического образования до 10 ноября 2021 года.

  • Презентации


Состоялся научный семинар по отраслевой научно-технической программе «Функциональная грамотность»

В рамках выполнения задания первого полугодия 2021 года отраслевой научно-технической программы «Функциональная грамотность» на 2021 – 2025 годы (руководители – доктор педагогических наук, профессор А.И.Жук, доктор педагогических наук, профессор А.В.Торхова) состоялся научный семинар, в котором приняли участие руководители 7 ВНК, осуществляющих исследовательскую деятельность в области научно-методического обеспечения подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся.
На семинаре были представлены особенности подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности обучающихся в разных странах и регионах мира. С результатами своей исследовательской работы познакомили Дарья Олеговна Косякова (ВНК «История и обществоведение») и Ольга Николаевна Пирютко (ВНК «Математика и естествознание»). Состоялась живая дискуссия, посвященная вопросам эффективного решения задач 3-го и 4-го этапов НИР.
В целях согласования общих подходов к пониманию основных терминов и понятий выполняемой НИР Анна Васильевна Торхова представила участникам семинара разработанный тезаурус по проблеме подготовки педагогов к формированию у учащихся функциональной грамотности. Также на встрече было анонсировано создание на сайте ЦРПО интернет-страницы, посвященной организационно-методическому и научному сопровождению выполнения задания по разработке научно-методического обеспечения подготовки будущих педагогических работников к формированию функциональной грамотности в рамках отраслевой научно-технической программы «Функциональная грамотность».
Подобные семинары запланированы ежеквартально. Они совмещают функции промежуточных отчетов исполнителей тем и научной площадки для обсуждения хода исследования.
Следующий семинар, на котором буду представлены методологические подходы и принципы проектирования и реализации процесса подготовки педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся, состоится в начале сентября.

  • Презентации